02 августа 2015

Автор: Рамиль Замдыханов, независимый журналист, блоггер (Донецк)

При всем богатстве выбора – другой альтернативы нет. Молодое поколение может уже не помнить, а, вернее, не знать, что это когда-то было всего лишь рекламным слоганом. А после всего пережитого смотрится, как правило жизни.

Если пробежаться по недавнему прошлому, вспомнить выбор, который предлагался, причем не только тот, который подразумевал голосование у избирательных урн, но выбор вообще – цивилизационный, нравственный, этический, личностный, то можно прийти к выводу, что выбора-то для конкретного человека и не было никогда. Мало кто колебался, рассуждал, взвешивал. Зачем? Ведь, для среднестатистического человека была создана такая иллюзия, при которой не было видно классического распутья.

Все было выстроено так, что какая-то часть общества или бежала от одной из идей как от чумы – чертыхаясь и отплевываясь. Или шла за другой идеей завороженная, как ребенок дудочкой известного крысолова. И то, и другое несло в себе непременно элемент истерии, громкий или сдавленный, не важно. Истерии, со всеми вытекающими из нее последствиями.

В самом деле, совершенно не припоминается выбор, взвешенный и вдумчивый, который неголодный человек, делает, к примеру, в сырной лавке. Решая, что один сорт горчит, другой староват, в третьем как-то уж слишком много дыр, а четвертый приехал издалека, а потому в нем наверняка много консервантов. Да и вкус не тот, пробовали в прошлый раз. Думает, и, в конце концов, останавливает свой выбор на каком-то одном сорте. Который годится и по вкусу, и по кошельку.

Конечно, сыр – не политическая партия, но с другой стороны – как посмотреть. Головы есть и там, и там, и отравиться можно, если вдуматься, и сыром, и партией с одинаковым успехом. Впрочем, хватит аналогий. Их сейчас и так чересчур много.

Вернемся же к теме выбора, который стоит сейчас перед украинским обществом. Выбор, сформированный состоянием войны, в котором де факто находится страна, и звучащий «ты за наших или за врагов?» Подобная формулировка всегда возникает у человечества в период вооруженного противостояния, а то обстоятельство, что противостояние носит в значительной степени внутригражданский характер, не просто не исключает такой вопрос, а наоборот – делает его максимально требовательным и жестким.

Это естественная реакция общества, как резкий рост температуры тела у организма при заболевании, вероятно полезный на какой-то стадии процесса, но любой врач скажет, что слишком высокая температура для организма опасна, ее необходимо сбить. Что характерно, это понимает, наверное, подавляющее большинство тех, кто в это же время продолжает настаивать на том, что градус гражданской нетерпимости в обществе должен повышаться бесконечно. До тех пор, пока в священном огне не сгорят все инородные и вредоносные элементы.

Полтора года лихорадки, которая сотрясает украинское общество, пока не убедили сограждан в том, что ситуация развивается в критическом и неконструктивном направлении. Что бы там ни говорили, но пока еще слишком велики ресурсы у страны и социума, и эти ресурсы дают возможность демпферировать разрушительные тенденции, что позволяет не замечать, что несущие конструкции могут или обвалиться, или потерять форму, из-за чего структура общества, механизмы его существования изменятся и перестанут устраивать участников гражданско-общественного договора, образующих, в итоге, само государство.

Наиглавнейшая задача, которая стоит сейчас перед Украиной, это остановить повальную сепарацию своих сограждан на правильных и неправильных, имеющих верную точку зрения или в корне заблуждающихся, надежных приверженцев и позорных приспешников. Это так же очевидно, как и то, что само по себе, опираясь исключительно на механизмы самоорганизации, с такой задачей общество не справится. Слишком сильно и уверенно запущено оно по траектории саморазрушения, чтобы вывести социум из штопора, нужна умелая и настолько же профессиональная рука.

Сегодня у украинского общества запрос на своего Ганди. Человека, который миролюбием и настойчивостью сумеет сделать популярной, понятной и принимаемой миротворческую позицию.

Который не станет заводить в истерике толпы адептов, уверяя их в праведности священной битвы, а сможет снять ожесточение, сгладить противоречия и заставит вспомнить, что половина тех, кто сейчас смотрит на врага в прицел, может дозвониться до противника по мобильному, в котором телефонные номера «врагов» хранятся еще из мирной жизни.

Совершенно нечужие люди сегодня посланы убивать друг друга, вот в чем главная боль и ужас ситуации.
Сегодня призывы к миру звучат пока что тихо и неубедительно. Неубедительность их во многом объясняется тем, что носителей миротворческой позиции обе стороны спешат обвинить в предательстве. Общество, управляемое агрессивными императивами, пока что такие обвинения слышит с удовлетворением. Но это до тех пор, пока с профессионалами в жанре «пятиминутка ненависти» не будут конкурировать представители альтернативного подхода. Важно понять, что сегодня богатство выбора, обеспечивающее наличие именно такой альтернативы жизненно важно.

В последней фразе слово «жизненно» я подчеркиваю жирной линией. И вы понимаете, почему.

Источник: "Восстановление Донбасса"